«Нищий перестает беспокоиться, как только становится нищим»
Напомню тем, кто подзабыл, что христианская идеология особенно непримирима к грехам, именуемым смертными. Таковых грехов семь: леность, гордыня, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие. Особенно презираема с древнейших времен лень — почти тысячу лет назад Святой Бернард определил ее, как «мать всех пороков, мачеху добродетели и врата к соблазнам».
В основы протестантской этики — а протестантские страны Германия, Швейцария, США, Великобритания давно уже считаются самыми успешными — заложен неустанный труд, который в тамошних молельнях восхваляется как «богоугодное служение».
Буржуазная демократия нашла способы закрепить странноватые для многих из нас понятия о добре и зле в своих сводах законов и даже умудряется жить по ним. Это я к тому, что у каждого в голове свои тараканы, нам зачастую еще не указ все то, к чему мы непривычны, а жить по суровым параграфам недвусмысленных законов мы не умеем. Давно хотим научиться, но откладываем до лучших времен, которые — обещано — вот-вот случатся.
Пока же одним из наших самых признанных национальных свойств стали романтизация и даже воспевание собственных несовершенств. Мы накопили в фольклорных сводах большое количество сказок и песен о веселых бездельниках, о счастье засесть с приятелями «коло чари». Такого обильного фольклора об алкашах, бегущих с каторги и переплывающих в бочке озеро Байкал, или пьяном куме, несущем своей куме большого судака на закусь, в украинском фольклоре в отличие от русского нет, но и в Украине люди не лыком шиты, что никем не ставится под сомнение. Мы все разные, но, размышляя на эту тему, следует учесть особенности сегодняшнего поведения.
Сейчас многие задумываются над тем, как мы научились немилосердно сортировать окружающий мир. Не на лодырей и трудяг, а прежде всего на своих и чужих. Спасать отечество от себя самих мы не обучены, зато многие сегодня искренне удивляются, почему это им в голову не приходило, что столько врагов топчет общие тротуары. Такое впечатление, что эти злодеи никогда не жили по соседству со своими разоблачителями, а только что свалились с Луны.
Нас мало заботит, что в развитых странах к нам относятся в лучшем случае сочувственно — как к бомжам, которых надо бы приодеть и умыть — а там видно будет. Мы лихорадочно, с неутомимостью, исключающей смертный грех лености, отлавливаем злодеев, тех самых людей, с которыми вчера еще работали, ели за одними столами, а теперь хотим их изничтожить.
Тарас Шевченко в петербургском Летнем саду зарисовывал когда-то скульптуру «Сатурн, пожирающий своих детей». В годы революций прошлого века поэт Александр Блок назвал Россию «чушкой, слопавшей своего поросенка», — неужели Украина сейчас докатится до материализации этих метафор?
Самое страшное — приучить душу не к труду на благо Отечества, а к вылавливанию земляков, тоже любящих родину, но не думающих по-твоему. Все-таки нельзя, чтобы символом Украины нашего времени стал не трудяга, а искоренитель инакомыслящих. Было время — нас почти приучили к такой жизни, к непримиримости — до сих пор не пришли в себя.
Не дай Бог вновь привыкнуть к такой жизни. В повести «Мишель Синягин» великий полтавчанин Михаил Зощенко размышлял: «Нищий перестает беспокоиться, как только он становится нищим. Миллионер, привыкнув к своим миллионам, тоже не думает о том, что он миллионер. И крыса, по мнению автора, не слишком страдает от того, что она крыса...». Все-таки ни за что нам нельзя окрыситься!